16 мая 2017г. нашей Юридической фирме исполнилось 4 ГОДА! *** 2 июня 2017г. Калужским районным судом Калужской области вынесено решение об удовлетворении исковых требований нашей клиентки Финогеновой Г.А. на сумму 340 000 руб.*** 16 марта 2017г. Преображенским районным судом г. Москвы вынесено решение об удовлетворении исковых требований нашей клиентки Максимовой Г.И. об установлении факта родственных отношений с покойной тетей Заявителя и признании права собственности на долю в 3-комнатной квартире по праву наследования по закону. *** 14 декабря 2016г. Преображенским районным судом г. Москвы было удовлетворено исковое заявление нашей клиентки Прописновой М. В. о признании права собственности на жилое помещение в виде комнаты в порядке бесплатной приватизации. ***  03 октября 2016г. Ступинским городским судом Московской области было вынесено решение о признании права собственности нашей клиентки Финогеновой Г.А. на три земельных участка площадью 25 га, жилой дом 1961г. постройки с хозяйственными сооружениями и денежные средства, оставшиеся после смерти ее брата. Работа над делом продолжалась с февраля 2015г.***30 сентября 2016г. были получены документы из Росреестра Заокского района Тульской области - договор дарения земельного участка и выписка о регистрации перехода права собственности - по делу нашей клиентки Петрашевской А.Е. Работа по делу продолжалась с ноября 2015г.
Главная \ Земельное право. Кадастровый учет. Исправление кадастровых ошибок \ Оформление прав граждан на земельные участки в упрощенном порядке

Оформление прав граждан на земельные участки в упрощенном порядке

В целях упрощения и удешевления процесса переоформления недвижимости  российские законодатели разработали и приняли упрощенный порядок оформления прав граждан на земельные участки,  предназначенные для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства Федеральный закон от 30.06.2006г. №93-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества» (далее – Закон).
Закон установил, что гражданин может зарегистрировать право собственности на принадлежащий ему земельный участок, в т.ч. предоставленный ему ранее на праве пожизненного наследуемого владения или бессрочного (постоянного) пользования, либо на праве, вид которого по имеющимся документам невозможно определить. Причем принятия специального решения органа власти о предоставлении участка в собственность, в отличие от ранее действовавшего порядка, не требуется.
Основанием для государственной регистрации права собственности гражданина на земельный участок является какой-либо из следующих документов:
– акт о предоставлении гражданину данного земельного участка, изданный органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах его компетенции и в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания акта на момент его издания;
– акт (свидетельство) о праве гражданина на данный земельный участок, выданный уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания;
– выдаваемая органом местного самоуправления выписка из похозяйственной книги о наличии у гражданина права на данный земельный участок (в случае, если этот участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства;
– иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право гражданина на данный земельный участок.
Обязательным приложением к таким документам является кадастровый план соответствующего земельного участка.
Гражданин имеет право бесплатно приобрести в собственность выделенный ему земельный участок, входящий в состав садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения. Закон отделил предоставление такого земельного участка в собственность гражданина, осуществляемое по новым правилам только в индивидуальном порядке, от процедуры предоставления в собственность указанным некоммерческим объединениям земельных участков, относящихся к имуществу общего пользования объединения. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, обладающие правом предоставления земельных участков, обязаны принять решение о предоставлении таких участков гражданину или в упомянутых случаях, некоммерческому объединению в двухнедельный срок с даты получения заявления и необходимых документов (ранее - в месячный срок).
Важным элементом порядка оформления прав граждан на земельные участки являются землеустроительные процедуры, предшествующие государственной регистрации прав на земельный участок, в т.ч. кадастровый учет земельного участка и предоставление правообладателю земельного участка кадастрового плана участка.
Законом установлено, что в случае несоответствия сведений о площади земельного участка, содержащихся в правоустанавливающем документе, представленном для государственного кадастрового учета участка, сведениям об уточненной площади такого земельного участка, содержащимся в документах о его межевании, кадастровый учет такого участка проводится на основании сведений, содержащихся в документах о межевании; проведение кадастрового учета в таких случаях не приостанавливается, в отличие от иных случаев противоречивости содержащихся в документах сведений. В то же время если содержащаяся в документах о межевании уточненная площадь земельного участка превышает указанную в правоустанавливающем документе более чем на минимальный размер, установленный в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов РФ или органов местного самоуправления для земель различного целевого назначения и разрешенного использования, в проведении государственного кадастрового учета должно быть отказано.
В случае если сведения государственного земельного кадастра о местоположении (об адресе), площади или местоположении границ определенного земельного участка нуждаются в уточнении, или отсутствуют сведения о его разрешенном использовании или принадлежности к категории земель, правообладателю кадастровый план выдается. Одновременно ему выдается справка о составе документов, которые необходимо подать в орган, осуществляющий деятельность по ведению государственного земельного кадастра, для уточнения указанных сведений. Последующее уточнение осуществляется в порядке, установленном для проведения государственного кадастрового учета земельных участков. Упрощённый порядок оформления прав установлен в отношении следующих объектов недвижимого имущества:
1. Земельные участки, предоставленные гражданам до 31.10.2001г. на праве собственности, пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования или ином праве для ведения личного подсобного или дачного хозяйства, садоводства или огородничества, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства.
2. Создаваемые или созданные объекты недвижимого имущества, для строительства, реконструкции которых в соответствии с законодательством России не требуется выдача разрешения на строительство, в частности:
- индивидуальные гаражи, построенные на земельном участке, предоставленном гражданину для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности;
- садовые и дачные домики, а также иные строения, созданные на земельном участке, предоставленном гражданину для ведения садоводства, дачного хозяйства;
- строения и сооружения вспомогательного использования (сараи, амбары и т.п.).
3. Индивидуальные жилые дома, создаваемые или созданные на земельных участках, предназначенных для индивидуального жилищного строительства, или на земельных участках, расположенных в черте населенного пункта и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства (приусадебных земельных участках).
В соответствии с этим Законом Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в целях оформления в упрощенном порядке прав граждан на земельные участки, вправе осуществлять организацию и финансирование мероприятий по проведению территориального землеустройства таких земельных участков.
Органы местного самоуправления поселений, городских округов в целях оформления в упрощенном порядке прав граждан на земельные участки, предназначенные для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, а также на созданные на таких земельных участках объекты недвижимого имущества на основании заявлений указанных граждан или их доверенностей могут оказывать им содействие в подготовке необходимых документов для проведения государственного кадастрового учета таких земельных участков, технического учета (инвентаризации) созданных на таких земельных участках объектов недвижимого имущества, государственной регистрации прав на них.
Законом установлено, что в целях оформления в упрощенном порядке прав граждан на объекты недвижимого имущества органы местного самоуправления на основании заявлений граждан или их доверенностей могут оказывать им содействие в подготовке необходимых документов для проведения государственного кадастрового учета земельных участков и технического учета (инвентаризации) созданных на этих земельных участках объектов недвижимого имущества и государственной регистрации прав на них.
В этих целях органы местного самоуправления организуют прием заявлений или доверенностей граждан на совершение необходимых действий и подготовку необходимых документов, выступают заказчиками работ по проведению территориального землеустройства земельных участков и технического учета (инвентаризации) созданных на таких земельных участках объектов недвижимого имущества, проводят разъяснительную работу по порядку оформления документов, а также подают в интересах граждан заявки о проведении государственного кадастрового учета земельных участков и заявления о государственной регистрации прав на недвижимое имущество, получают документы о проведении кадастрового учета и свидетельства о государственной регистрации, и передают их гражданам.
Аналогичное право предоставлено и нотариусам. Нотариус вправе представлять заявление о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним в орган государственной регистрации в случае нотариального удостоверения им соответствующей сделки, а также вправе получать свидетельства о государственной регистрации прав для передачи их лицам, в интересах которых осуществлялась регистрация.  
На указанные цели, в том числе на оплату работ по проведению территориального землеустройства и технического учета (инвентаризации) созданных на таких земельных участках объектов недвижимого имущества, могут быть направлены средства местных бюджетов в порядке, определенном соответствующими органами местного самоуправления ст.12 Закона.
Налоговый кодекс РФ дополнен подпунктом, устанавливающим размер государственной пошлины за государственную регистрацию права собственности физического лица на земельные участки о которых идет речь в Законе (т.е. земельные участки, предназначенные для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства), либо на создаваемые или созданные на таких земельных участках объекты недвижимого имущества,  этот размер составляет 100 рублей.
Льготы по земельному налогу условно можно разделить на три вида:
1.Освобождение от уплаты земельного налога отдельных категорий граждан (п.7 ст.395 НК РФ). Положения данной нормы применяются в отношении земельных участков, принадлежащих физическим лицам на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения.
Полностью освобождены от уплаты земельного налога физические лица, относящиеся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, а также общины таких народов - в отношении земельных участков, используемых для сохранения и развития их традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов.
2.Уменьшение на 10 000 руб. налоговой базы (суммы, с которой исчисляется налог) для отдельных категорий граждан (п.5 ст.391 НК РФ) для отдельных категорий лиц:  
– Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, полные кавалеры ордена Славы, инвалиды I и II группы, инвалиды с детства, ветераны и инвалиды Великой Отечественной войны;
– ветераны и инвалиды боевых действий, физические лица, имеющие право на получение социальной поддержки (к таким лицам относятся, в том числе граждане РФ, подвергшиеся воздействию радиации и участвовавшие в ликвидации последствий на Чернобыльской АЭС);
– физические лица, принимавшие в составе подразделений особого риска непосредственное участие в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах;
– физические лица, получившие или перенесшие лучевую болезнь или ставшие инвалидами в результате испытаний, учений и иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок, включая ядерное оружие и космическую технику.
3.Льготы, устанавливаемые представительными органами муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) (абзац 2 п.2 ст.387 НК РФ, Письмо Минфина России от 21.01.2016г.  N03-05-06-02/2078).
Подробную информацию об установленных налоговых льготах в конкретном регионе можно узнать, воспользовавшись информационным ресурсом "Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам" раздела "Электронные услуги" интернет-сайта ФНС России.
Так, Федеральный закон от 30.06.2006г. №93-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества» получил название Закон о дачной амнистии, который регламентирует порядок регистрации прав собственников на отдельные объекты недвижимости. Данный закон является весьма приоритетным, потому как он затрагивает миллионы людей и способствует усилению конституционных гарантий каждого гражданина на право владения и распоряжения собственностью. Закон о дачной амнистии формирует в стране, так называемый «средний класс», являющийся базой стабильности общества.